Искусство правильно начинать школьный день

автор: Шарлотта Крёгер (Montessori blog)

Несколько советов для родителей о том, как начать утро и собраться в детский сад без нервов, истерик и слёз.

Моя мама всегда говорила: «Если стоит что-то делать, то стоит делать это хорошо». Будь то организация праздника, ужин на двоих или на шесть персон, поездка на курорт или выпечка идеального суфле, – каждое из этих дел для достижения успеха требует тщательного продумывания и планирования, а затем чёткого следования плану. Часто кажется, что некоторым людям эти вещи даются легко и играючи, но присмотревшись, становится ясно – секретом успеха является упорная работа и заблаговременное планирование. Когда я, юная, наивная и недавно вышедшая замуж, предвкушала свой первый семейный праздник, я честно ждала, что всё необходимое само собой появится передо мной на блюдечке с голубой каемочкой. Разве не так было в моём детстве? В те времена я ещё не понимала, почему мероприятие казалось таким непринужденным, а именно того, что большая часть приготовлений шла «за кулисами». Хотя начало школьного дня несравнимо с семейным праздником или званым ужином, оно тоже подчиняется правилу: «вы получаете то, что планируете». И, разумеется, это как раз та вещь, которую стоит делать хорошо: ведь именно начало дня определяет, каким будет день вашего ребёнка.

Основные компоненты успешного начала школьного дня…

Накануне вечером:

  • Накормите ребёнка питательным ужином без вредных добавок – видео, ТВ, мобильных, компьютеров – в компании с заинтересованными членами семьи.
  • Выберите одежду на завтра, чтобы не тратить утреннее время на её поиски.
  • Соберите и разместите в специально отведённом для этого месте все необходимые ребёнку предметы (сумку, ланч-бокс, верхнюю одежду, записки или письма, книгу для чтения).
  • Следите за тем, чтобы атмосфера перед сном была спокойной и расслабляющей (ванная, сказка перед сном, ритуал выключения света).
  • Создайте условия для качественного, длительного и непрерывного сна себе и ребёнку.
  • как правильно начать школьный день

Утром:

  • Встаньте заранее, чтобы разбудить ребёнка с искренней теплотой.
  • Позвольте ребёнку одеваться самостоятельно, помогайте только если это необходимо (не заменяйте выбранную одежду, придерживайтесь плана).
  • Выделите достаточно времени на рутину (заправку кровати, умывание, сборку ланча).
  • Накормите ребёнка питательным завтраком без вредных добавок – видео, тв, мобильных, компьютеров, газет, журналов – в тёплой семейно-дружеской атмосфере (никаких завтраков в машине по дороге в школу).
  • Выделите время на то, чтобы ребёнок самостоятельно сложил все необходимые предметы из специально отведённого места в сумку (ланч-боксы, пакеты).
  • Главное – выделите побольше времени, чтобы ребёнок самостоятельно надел верхнюю одежду и обувь, не помогайте без необходимости.
  • Придумайте какой-либо сигнал для обозначения готовности к выходу и используйте его постоянно («По коням!», «Руки в ноги и вперёд!»). Приучите ребёнка: он должен быть уже собран, когда сигнал прозвучал. Пижама не является препятствием к выходу!
  • Когда дети соберутся в назначенном месте, проверьте, что все готовы к выходу, запирайте дверь и загружайтесь в машину.
  • Очень важно: рассчитайте время на поездку так, чтобы она была размеренной, спокойной и безопасной.
  • Приезжайте вовремя (8:00 – 8:30 утра)! Ведь вы не просто приезжаете вовремя, вы помогаете ребёнку развить чувство ответственности и уважения к школе и её правилам. Кроме того, вы задаёте тон всему дню ребёнка.
  • Кратко попрощайтесь с ребёнком до того, как войдёте в детский сад/школу. Прощание должно быть бодрым, весёлым и очень коротким. Длительные прощания с объятиями только увеличивают стресс ребёнка от расставания с вами. Короткое воодушевляющее прощание даёт малышу понять, что вы уверены в нём и в его школе, и что его день сложится удачно. Дети удивительно хорошо понимают наши настоящие чувства.
  • Поймите, что если вы выполнили всё вышеперечисленное, то дальнейшее – это работа педагогов и ребёнка.
  • Поприветствуйте педагога и передайте ему ребёнка без лишних разговоров – для этого существуют родительские встречи и беседы по телефону в специально отведённое время.
  • Уезжайте из садика/школы с полной уверенностью в том, что вы сделали всё возможное, чтобы день вашего ребёнка начался замечательно.
  • Повторяйте все пункты ежедневно, ведь, как известно каждому приверженцу Монтессори (и родителям, и учителям), повторение ведёт к безупречности.
 
Автор: Шарлотта Крёгер (Montessori blog). Перевод: Евгения Ефимова, Юлия Бараблина
 
Шарлотта Крёгер работает консультантом и воспитателем в Доме Детства в Austin Montessori School, в Техасе, США